Качество дорожного строительства и георешетка.
Качество дорожного строительства.
Что бросается в глаза человеку, приезжающему в другую страну? Конечно же, природные пейзажи, архитектура, но в первую очередь путешественник обращает внимание на дороги, по которым он едет. В России и других странах постсоветского пространства всегда было принято ругать российское бездорожье, ставшее неотъемлемой чертой нашего быта. Восхищаясь дорогами Америки, Германии, Японии, а теперь и Китая, мы почему-то мало делаем для того, чтобы приблизиться к ним по качеству дорожного строительства.
Иметь хорошие дороги – дорогое удовольствие, требующее больших капиталовложений. Поэтому очень актуально внедрение новых технологий строительства, позволяющих экономить средства, снижать трудоемкость строительных работ при одновременном повышении качества возводимых объектов.
В последние два десятилетия все более расширяется применение в дорожном строительстве такого материала, как георешетка (геокаркас, геосоты). Георешетка представляет собой объемную ячеистую структуру, напоминающую пчелиные соты.
Изготавливается георешетка из синтетических пленочных или нетканых материалов методом экструзии или сварки полос швами, расположенными в шахматном порядке. Георешетка складывается в компактный параллелепипед, что делает удобной ее транспортировку и складирование. В растянутом состоянии георешетка образует каркас для заполнения различными материалами. В качестве заполнителя можно использовать грунты, песок, гравий, щебень, бетонные смеси и другие материалы.
Укрепляющее действие георешетки основано на эффекте армирования слоя заполнителя. При воздействии на дорожное покрытие сосредоточенной вертикальной нагрузки от колес автотранспорта геокаркас распределяет эту нагрузку на большую площадь, уменьшая удельное давление на несущий слой. Такое перераспределение усилий значительно замедляет неприятный процесс образования колеи на поверхности дороги. Применение георешеток повышает несущую способность дорожного покрытия и увеличивает срок его службы.
Широкое применение находят георешетки для укрепления склонов, откосов дорог, кюветов. Георешетка предохраняет верхний слой откоса от оползней, сдвигов и размыва грунтовыми и атмосферными водами. Для этой цели предпочтительно применение георешеток из синтетических нетканых материалов обеспечивающих дренаж грунтовых вод благодаря своей водопроницаемости. Кроме того, нетканый материал лучше удерживается в почве, имея больший коэффициент трения при сдвиге. Нетканый материал хорошо прорастает корнями растений, при этом георешетка становится неотъемлемой составляющей дернового слоя почвы, еще более усиливая защиту откоса от эрозии.
Применение георешеток позволяет уменьшить объем применения привозных материалов или заменять их более дешевыми местными материалами. Для укладки и засыпки георешеток не требуется специальной техники, используются обычные в дорожном строительстве экскаваторы, бульдозеры и погрузчики. Модули георешетки компактны и легки, не вызывают затруднений при ручной переноске и укладке.
Укрепление откосов и склонов георешетками более технологично и менее трудоемко, чем другими методами, например деревянной обрешеткой или бетонными плитами, и более эффективно. Высокая термическая и химическая стойкость геосинтетики гарантирует многолетний срок службы георешетки. На склонах, укрепленных георешеткой, устраивают растительный слой с посевом трав, что придает дороге привлекательный внешний вид.
Конечно, не во всех случаях георешетка может заменить другие методы укрепления откосов и слоев дорожных одежд. Применение георешеток должно обосновываться предварительным технико-экономическим расчетом. Но как показывает практика, благодаря своей универсальности георешетка занимает свою достойную нишу в дорожном строительстве, область ее применения расширяется, растет число производителей, объем выпуска и количество разновидностей этого популярного строительного материала.
Можно только приветствовать расширяющееся производство и пропагандировать применение георешеток в России и других странах СНГ, потому что это повышает культуру строительства, улучшает качество дорог, повышает их несущую способность и безопасность движения. От качества дорог в значительной степени зависит и состояние экономики государства в целом. Не зря американцы говорят: "У нас такие хорошие дороги не потому, что мы такие богатые, а мы такие богатые, потому что у нас такие хорошие дороги".